Наши статьи

Сладкая парочка «Лямбда-зонд – катализатор» или что делать, если после пробега 100 тыс. км двигатель переходит в аварийный режим.

Влиянию инноваций подвержены все аспекты современной жизни, и хотя автолюбители со стажем еще помнят, как пропорции составляющих топливно-воздушной смеси нужно было менять оборотом винта, а в случае прорыва мембран топливного насоса смещать их относительно друг друга и доезжать до гаража без эвакуатора, современность автомобилестроения диктует новые правила.

В процессе технического усовершенствования автомобильные инженеры определили оптимальное соотношение воздуха и топлива с целью максимально эффективного использования энергии, получаемой при сгорании топливной смеси в цилиндрах: 14,7 частей воздуха к 1 части топлива, и обеспечили контроль состояния смеси, которая попадает в камеры сгорания методом обратной связи. Для этой цели было разработано устройство: лямбда-зонд или датчик кислорода, принцип работы которого основан на измерении изменения сопротивления (резистивные датчики) или напряжения (электрохимические) и, в зависимости от подаваемого сигнала, проводится корректировка объема подачи топлива в сторону обогащения или обеднения смеси кислородом для поддержания стехиометрического (14,7 к 1) состава смеси.

Внешний вид и типы датчиков.

Лямбда

 

Для современного направления в автомобильной инженерии естественно, что для выбора оптимального закона топливоподачи и согласования работы всех систем автомобиля был разработан блок управления: мини-компьютер, в прошивку которого заложено все возможные варианты величин подачи топлива и момента опережения зажигания в зависимости от скорости вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости и температуры воздуха, массы воздуха, положения дросселя, интенсивности нажатия дросселя, давления наддува воздуха и т.д. Дальнейшая эволюция системы решала задачу уменьшения выбросов вредных веществ, для чего был разработан катализатор.

Катализатор

katalizator нов

 

Функция данной детали до окислять и/или дожигать все то, что не сгорело в цилиндрах, или же восстанавливать до нетоксичных выбросов химические соединения, образовавшиеся в ходе работы двигателя. Для определения эффективности работы катализатора в выхлопную систему был вмонтирован еще один лямбда-зонд, контролирующий работу катализатора.

Общая схема при установке 2 датчиков кислорода с катализатором

lyambda-princip-raboty

И так что мы получили в результате? В штатную выхлопную систему интегрировали три элемента (два лямбда-зонда и катализатор). Как это повлияло на сопротивление при выхлопе — поговорим как то отдельно, но факт усложнения конструкции «железного коня» на лицо.

Также немаловажный вопрос, из каких материалов сделаны лямбда-зонды и катализаторы? Так вот для их производства используются платина, палладий, родий, цирконий, двуокись титана, редкоземельные металлы. Как видим среди этого списка — дорогостоящие и редкие материалы, которые и определяют высокую стоимость комплектующих.
А теперь о самом интересном. Как уже сказано выше, пара лямбда-зонд-катализатор работает в выхлопной системе и попадает под постоянное воздействие горячего потока выхлопных газов, которые образовываются при сгорании топлива. Какие добавки у нас в топливе мы с вами можем иметь смутное представление через запах из выхлопной системы (стандарты качества топлива у нас значительно ниже, например, Европейских, это не секрет, поэтому содержание серы и других «полезных» примесей в изобилии). Такая ситуация приводит к газовой коррозии и, как следствие, выходу из строя системы «Лямбда-зонд-катализатор» аккурат в районе 100 тыс. км. Пробега. Выглядят катализатор и лямбда-зонд с пробегом 100 тыс. км + вот так:

Забитый катализатор и сгоревший лямбда зонд после пробега 100+ т. км.

Катализатор оплавился

 

 

катализатор забит

лямбда пог

Конечно «убить» эту парочку можно и до 100 тыс. км если: неправильно выставить зажигание и смесь будет гореть в выпускном коллекторе и выхлопной; многократно запускать двигатель и топливо которое не загорелось, вспыхнуло уже в выхлопной системе; оборвать цепь электропитания и т.д. Как результат, автовладелец получает переход двигателя в аварийный режим работы, т.е. панель приборов будет сигнализировать «Check Engine», пропадет тяга, исчезнет динамика разгона, двигатель будет глохнуть, чихать, не реагировать на дроссель, а топливо при этом расходоваться все больше и больше (в аварийном режиме гарантировано богатая смесь для того чтоб доехать к сервису и не заглохнуть).

А что же делать???

Выхода два: либо заменить лямбда-зонд и катализатор на новые либо устранить их из системы управления как физически так и на программном уровне: не будем забывать что эти датчики дают сигнал для корректировки закона топливоподачи и без них система не в состоянии корректно функционировать. Поэтому для каждого автомобиля, которые оснащены лямбда-зондами и катализаторами есть необходимость изменять прошивку блока управления автомобилем и программировать его для работы без данных о составе смеси, как в старые времена, когда состав смеси во время эксплуатации регулировали положением винта. Также при грамотном устранении катализатора, используется замещение его на пламегаситель, и, если автомобиль оборудован датчиком кислорода после катализатора – устанавливается электронный эмулятор катализатора.
Вывод простой: если необходимо менять – меняйте на СТО у людей которые знают как это делать (неправильный герметик и растворитель могут повредить как лямбда-зонд так и катализатор). Второе: не попасться на удочку дилетантов, которые будут тренироваться на вашем автомобиле, «прошивок» и «программистов» в наше время чуть ли в каждом гараже и на каждом сайте, остается только найти «провод-ноутбук-клиента» и вперед осваивать технологии.
В этом году нам исполняется 12 лет. Мы создали свой бренд и заработали имя. Мы решаем самые сложные задачи. Нередко на других СТО говорят своим клиентам: «Едь к Кулибину, на Чайку». У нас есть готовые решения большинства проблем с автомобилем. А если Вы первый с такой проблемой — Мы найдем алгоритм ремонта.